Фотоистории

Монголия. Часть VIII. Водопад Улаан-Цутгалан (Орхон)

Восьмая часть рассказа про наше путешествие по Монголии в 2016 году. Самый живописный водопад Монголии Улаан-Цутгалан (Орхон)

Водопад Улаан-Цутгалан (Орхон)

Сегодня случилась первая серьезная поломка нашего джипа. Сломалась одна рессора, и наш водитель долго лежал на земле и копался в брюхе машины, пытаясь привести машину в рабочее состояние.

Первая поломка

Для путешествий по Монголии нужны очень крепкие автомобили. Неоднократно нам приходилось за эти дни проезжать по камням, песку, грязи, переезжать ручьи и небольшие реки, часами трястись на гравийной дороге, и было удивительно, что машина не сломалась в первый же день пути.

Бескрайняя степь

Все монголы в один голос утверждали, что самым надежным транспортом на местных дорогах являются старые советские полноприводные микроавтобусы УАЗ, которые в России называют «Буханка». Множество этих старых не убиваемых монстров до сих пор ездит по дорогам, вернее бездорожью Монголии, напоминая о советском прошлом этой страны.

Русская «Буханка»

Сегодня мы ехали к самому известному водопаду Монголии на легендарной реке Орхон. Полдня поездки по степи, снова табуны овец и лошадей, одинокие пастухи и редкие юрты по дороге.

Доение коз в небольшом хозяйстве возле дороги

А еще иногда остановки в редких деревнях-оазисах посреди бескрайнего моря желтой травы. А там — забегаловки с меню из трех блюд и юрты рядом с домом в каждом дворе.

Деревни-оазисы в степи
Юрты в каждом дворе

И вот, наконец, мы выехали на высокий берег знаменитой реки Орхон, петлявшей среди холмов и обрамленной по берегам высокими деревьями — живописными осенними лиственницами.

Легендарная река Орхон

Легендарной эта река стала не потому, что это самая длинная река в Монголии, а потому что на ее берегах не раз в истории зарождались воинственные империи, державшие в страхе всю Азию и наводившие ужас на сотни народов за тысячи километров отсюда. Когда-то из этих мест уходили завоевывать мир орды тюрок, гуннов, монголов и других кочевых народов.

Дорога к водопаду сильно испортилась, когда мы поехали по каменному плато — древней остывшей вулканической лаве. Машину бросало из стороны в сторону на больших камнях из базальта, и мы постоянно рисковали где-нибудь здесь надолго остаться, учитывая утреннюю поломку и ремонт машины.

Дорога из камней к водопаду

Когда же мы, наконец, доехали до водопада и заселились в туристическую юрту, произошел небольшой скандал. Началось все с того, что мы познакомились с группой молодых немцев, которые, как и мы, путешествовали на машине с водителем по Монголии. Когда разговор зашел про оплату ночлега, то оказалось, что наши соседи заплатили гораздо меньше тугриков за такие-же места в юрте. С нас же хозяева взяли гораздо больше, утверждая, что здесь очень туристическое место, и такая цена была здесь всегда.

Юрточный лагерь

К этому времени мы все стали замечать, что наш водитель каждый раз, когда мы приезжаем вечером на ночевку, старается выбежать из машины первым, чтобы первым побеседовать с хозяевами юрт. В этом не было необходимости, ведь все хозяева знали всегда необходимое количество слов на английском, чтобы объяснить цену туристам. Еще вчера, когда мы ночевали в лагере с замком-рестораном, хозяйка успела сказать нам одну цену, но после общения с нашим водителем cтала говорить цену вдвое больше. И стало ясно, что именно он просит завышать для нас оплату вместо того, чтобы помогать нам.  В агентстве нам говорили, что деньги, которые мы заплатили за путешествие, за аренду машины с водителем, включают и все его расходы на еду и проживание, что ему выделяются деньги на дорогу для личных нужд. Но по факту наш водитель, получив командировочные, старался заработать на нас еще в течение всей поездки. Я знаю, что так делают водители и гиды во многих странах, я сталкивался с этим не раз, и всегда становится грустно и обидно от того, что люди обманывают и не выполняют свои обещания.

Водопад Орхон

Водопад Улаан-Цутгалан часто называют водопадом Орхон по названию одноименной знаменитой реки. Но это не совсем верно, ведь он находится, на самом деле, на притоке реки Орхон в ста метрах от великой реки-матери. Водопад всего 24 метра в высоту, тем не менее, это один из самых высоких водопадов страны, и безусловно, самый живописный. Впервые описала водопад русская экспедиция в начале XX века, и с тех пор это место притягивает к себе всех путешественников и художников, ведь для степной Монголии такой водопад — настоящее чудо. Говорят, в некоторые годы водопад пересыхает, но мы видели перед собой мощный бурлящий поток, который низвергался с грохотом в большую и глубокую котловину.

Все-таки какая разнообразная и богатая на пейзажи страна Монголия. Каждый день она преподносит новые приятные сюрпризы. И тот, кто думает, что в Монголии нет ничего интересного, только однообразная степь, а из растительности — только электрические столбы, тот очень сильно ошибается.

Водопадом можно восхищаться, наблюдая с высокого берега, но можно было и спуститься вниз прямо к озеру в котловине, зажатой среди скал. Тропа вниз шла по узкой трещине в скале и нужно было осторожно пробираться среди огромных камней, цепляясь за уступы и рискуя свалиться вниз. Но это стоит всех трудов, ведь внизу нас ожидало необычное, я бы сказал мистическое место.

На берегу озера стоят старые деревья и возвышаются огромные валуны, а на корнях поваленных гигантов развеваются сотни разноцветных флажков с написанными на них мантрами. Эти флажки в Тибете называются Лунгта или «Конь ветра» из-за обычая изображать на них кроме текстов фигурку лошади со священным камнем Чинтамани на спине. Флажки обычно пяти цветов, которые символизируют пять первоэлементов — землю, воду, воздух, огонь и небо (пространство).

Флажки Лунгта у водопада

Здесь, среди деревьев, можно было часами сидеть, глядя на поток падающей воды. Что-то было в этом месте, окруженном высокими стенами ущелья, сильное, таинственное и загадочное. Я не удивился бы, если бы узнал, что здесь в прошлом было какое-то древнее святилище, где седые жрецы проводили торжественные ритуалы и поклонялись неведомым богам.

Автопортрет у водопада

Темнело, и пришлось возвращаться в наши юрты, рядом с которыми паслись лошади и гремели колокольчиками огромные мохнатые яки.

Лошади у юрты

Иногда яков используют для транспортировки грузов, и еще днем мы видели, как в горы в многодневный поход верхом на лошадях уходила группа французов, а за ними шла вереница этих животных с грузом на спине.

Груженые яки готовы к походу

Как только рассвело, мы спрыгнули с наших кроватей и побежали снова любоваться водопадом.

Утром река и ущелье были совсем другими, яркое солнце освещало черные базальтовые скалы и играло красками радуги над шумным белым потоком воды.

Мы прощались с этим прекрасным местом, чтобы отправиться дальше, ведь впереди у нас был древний Каракорум и вся северная Монголия.