Фотоистории

Монголия. Часть IV. Идолы в степи. Святилище Ээж Хад (Скала-Мать)

 

Четвертая часть рассказа про наше путешествие по Монголии в 2016 году. Святилище Ээж Хад (Скала-Мать) и бескрайняя степь

 

Идолы в степи. Святилище Ээж Хад

 

Мы вернулись в Улан-Батор, и поняли, что успели отвыкнуть от города. После виденных в пустыне красот в городе оставаться больше не хотелось, хотелось снова на природу, на монгольские необъятные просторы.

Мы арендовали джип на десять дней, чтобы проехать всю центральную часть страны и увидеть самые известные природные и культурные чудеса Монголии. И уже на следующий день рано утром ещё в темноте наша группа сидела в джипе Мицубиси, чтобы отправиться к новым приключениям!

Восход солнца в степи

Выехав за город, стало ясно, что дорога — это довольно условное в Монголии понятие, по степи уходили в разные стороны колеи, которые то соединялись, то снова расходились. Стало непонятно, как же наш водитель будет ориентироваться там, где нет дорог, а только приблизительные направления. Во всей Монголии есть всего несколько основных асфальтированных трасс, остальные же — это вот такие разбитые колеи, в которых без навигатора можно заблудиться уже через несколько часов поездки.

Разбитые дороги

Дорогу наш водитель не знал, хотя в агентстве нам было сказано, что он достаточно опытный и ездил таким маршрутом уже не раз. У него был с собой простейший навигатор, которому наш рулевой почему-то не доверял. Тактика водителя была такова — он ехал в предположительном направлении по одной из дорог, но, когда замечал редкого пастуха вдалеке, срочно сворачивал и мчался к нему, чтобы спросить направление. И так от одного пастуха до другого… Иногда нам попадались в степи одинокие юрты, и тогда водитель мчался к ним…

Одинокий пастух

Ну что ж! Мне уже было интересно, чем это все закончится, у куда мы в результате сегодня приедем. Это был только первый день путешествия на джипе по бескрайним просторам Монголии! Успокаивало только то, что с нами был Maps.me в телефоне, который дороги-колеи показывал не всегда, но говорил, что мы двигаемся в правильном направлении.

Степь и бескрайнее синее небо

А ехали мы в очень интересное место — святилище Ээж Хад, или «Мать-скала». Уже при подъезде к этому замечательному месту нам стали попадаться по дороге очень красивые скалы, одиноко возвышавшиеся посреди степи, напоминавшие то корабль, то человеческую фигуру. Я думал, что одна из этих фигур и есть Ээж Хад, но нет…

Причудливые скалы
Бесконечные просторы

Почитаемая “Мать-скала” стояла в небольшой котловине среди холмов. Она оказалась совсем   небольшим, в человеческий рост гранитным камнем, скрытым от посторонних глаз окружающей со всех сторон стеной. Это был не просто камень, а антропоморфная фигура, одетая в монгольскую одежду. У фигуры была голова и что-то напоминающее руки. Монголы приезжают сюда, в это святилище, чтобы исцелиться и попросить исполнения своих желаний.

Ээж Хад (Мать-скала)
Огороженное забором святилище в степи

Это место наглядно иллюстрировало религиозные верования монголов. Несмотря на то, что эта страна считается буддистской, в ней до сих пор очень сильны языческие шаманские культы, глубоко укоренившиеся в народном сознании. Везде в Монголии, на всех святых местах, на перевалах, возле озер и рек, в горах и возле важных дорог вы увидите так называемые Обо — небольшие горки из камней и веток, покрытые синими шарфами и ленточками. Обо — это места поклонения духам, и монголы часто останавливаются у них, оставляют подношения — конфеты, печенье, и обрызгивают пространство вокруг них водкой, обходя Обо три раза по часовой стрелке.

Обо — место поклонения духам

Ээж Хад — это очень известное в Монголии культовое место, намного более важное, чем простое Обо. О нем ходит бесчисленное количество легенд, и сюда приезжают паломники со всего мира в надежде на исцеление и исполнение заветных желаний, с надеждой, что любящая, добрая и щедрая «Мать» поможет всем.

Монголы считают, что Ээж Хад обладает мощной энергией, которая с одной стороны исцеляет, с другой помогает в жизни добиться успеха. Сюда приезжают больные  для выздоровления, студенты перед экзаменом, люди, которые ищут работу, и даже преступники в надежде, что Мать поможет смягчить наказание в случае ареста.

Входя в стены святилища, паломники (обязательно с покрытой головой) сначала зажигают веточки можжевельника, чтобы объявить о своем присутствии. Потом они подносят Камню-Матери дары — оставляют на столике молочные продукты, чай, печенье, конфеты, деньги, водку, и повязывают на фигуру Матери хатаг — синие шелковые шарфы. Затем паломники зажигают свечи и ароматические палочки, обходят камень три раза и загадывают три желания. Некоторые молятся и тихо шепчут просьбы, прислонив голову к фигуре (обычно женщины слева, а мужчины справа от нее), другие становятся на колени перед камнем. Некоторые на столике оставляют записки с пожеланиями. Вообще, чтобы ваша просьба была гарантированно исполнена, нужно сюда приехать три раза. В общем, не все так просто.

В конце церемонии люди разбрызгивают в воздух водку и молоко, и окропляют ими стены святилища. Молоко и водка — это самые важные приношения духам природы в Монголии. Скале-Матери поклоняются и буддисты, и шаманисты, поэтому в святилище вокруг камня можно увидеть религиозные предметы и символы обоих верований.

Говорят, в советское время, чтобы искоренить религиозное чувство монголов, которые приходили тайно поклоняться «Матери», скалу пытались и взорвать, и снести бульдозером. Однако, по мистическим причинам, взрывчатка не срабатывала, трактор сгорел, а люди, пытавшиеся это сделать, странным образом болели, один чиновник, по слухам, даже умер. Правда это или нет, мы никогда не узнаем, но камень стоит, как и сотни лет назад.

Рядом с главной фигурой есть еще несколько почитаемых камней — «Камень-лев», «Камень-лягушка» и другие. Самым важным можно назвать «Камень-собаку», который стоит к северо-западу от Скалы-Матери, и как бы защищает ее, ведь это направление считается у монголов плохим. Эта скала обладает целительными свойствами, о нее монголы любят потереть свои части тела для избавления от боли и выздоровления. А еще дальше возвышается Йембуу-хад — «Скала богатства», способная, по утверждениям монголов, притягивать успех и каким-то образом заряжать (заполнять) кошельки. Все просто — надо оставить небольшое подношение и потереть кошельком о скалу…и, не сомневайтесь, скоро бумажник будет полным…

Есть еще «Скала-верблюд», между двумя горбами которой иногда сидят женщины, т.к. считается, что специализация этой скалы — женские болезни.  Ну а вдалеке стоит скала «Трех богинь», у которой иногда любят посидеть в медитации буддистские ламы. Вообще, вся местность вокруг Скалы-Матери считается священной. Нам сказали, что где-то среди скал бьет даже несколько целебных источников. По верованиям монголов, Ээж Хад является как-бы центром притяжения позитивной энергии и связана с силами природы, с духами Земли, Воды и Небес. Кстати, целительная сила скалы особенна сильна рано утром на восходе солнца.

Таинственная и бескрайняя степь

Недалеко от святилища Ээж Хад есть небольшой и очень простой местный ресторанчик. Хозяйкой оказалась молодая женщина, которая долго не могла понять, чего же мы хотим, а разобравшись, отправилась готовить нам горячий суп. Мы все ужасно замерзли. В Улан-Баторе совсем не чувствовалось холодов, а здесь, в продуваемой всеми ветрами степи, стало понятно, что такое Монголия в сентябре. Еще утром были видны замерзшие лужи на дороге, намекавшие, что наш гардероб не совсем подготовлен к такому путешествию.

Хозяйка готовила еду, а ее крохотная дочь, оставленная без присмотра, гуляла сама по себе по дому и двору, пока не стала мишенью для наших камер.

Дочь хозяйки ресторана

Удивительно, как просто и вроде бы даже счастливо живут эти люди! Тихо, в простом доме без телевизора и интернета, посреди холодной бескрайней степи…

И снова дорога, снова колеи во все стороны и безлюдные просторы. Мы ехали дальше на юг, останавливаясь только в редких деревнях, состоящих как правило из пары десятков домов и юрт (которые называются здесь Гэр), небольшого магазина с простым ассортиментом, административного здания и, иногда, ступы — субургана где-нибудь в центре.

Типичная деревушка в степи
Сельские жители

В некоторых поселках покрупней можно было даже перекусить в местных забегаловках, где из меню, висевшем на стене, было понятным только слово “Цай” (чай), а все блюда (супы, пирожки и бузы) были обязательно с жирным мясом. Можно было также сходить в продовольственный магазин, и поискать там чего-нибуть съестного, где, кстати, почти половина товаров — российского производства, особенно все сладости — конфеты, печенье и мороженое.

Дороги в степи