Первая часть рассказа про наше путешествие по Монголии в 2016 году. Столица страны Улан-Батор, старый и современный.
Несколько лет назад мы побывали в замечательном путешествии по стране с легендарным прошлым, стране необыкновенно интересной, о которой у нас, к сожалению, известно совсем немного, и которую многие туристы незаслуженно обходят стороной. Честно скажу, я видел немного мест в мире с такими потрясающими пейзажами и такими гостеприимными людьми. Огромные расстояния, редкие деревни, бездорожье, бескрайние степи, горы и пустыни делают Монголию идеальной для всех тех, кто хочет убежать от городской суеты и просто побыть один на один с дикой природой… Каждый день в этой стране — это восхищение тишиной и красотой окружающего мира! А начиналось наше путешествие так:
Улан-Батор
Улан-Батор, столица Монголии… вначале не производит особого впечатления. Я много раз бывал в России, и Улан-Батор очень похож на типичные сибирские города, с типичной советская архитектурой, серой и однотипной, которая особенно бросается в глаза в центре и в “спальных районах”. Старожилы, вероятно, вспомнят советскую поговорку тех времен: “Курица — не птица, Монголия — не заграница“. И действительно, в столице очень сильно чувствуется и советское прошлое Монголии, и связь с современной Россией. Сначала кажется, что ты просто переехал из-Улан-Удэ в очередной небольшой сибирский город – та-же архитектура, тот-же стиль уличной рекламы, и кириллица, на которой написаны все адреса и названия магазинов.
Но, присмотревшись получше, вы начинаете замечать и отличия, чисто монгольские изюминки. На окраинах, там, где город медленно превращается в пригород, а потом в деревню, вы увидите удивительную особенность местной культуры — почти в каждом дворе стоит юрта! Даже столичные жители не могут забыть свое прошлое кочевников, и устанавливают возле домов юрты, которые используются летом для посиделок, для распития чая, как летнюю кухню и как комнаты для гостей.
Позже я узнал, что многие городские жители, следуя древнему зову, каждое лето уезжают на несколько месяцев в степь, где живут с родственниками, помогают пасти стада лошадей, верблюдов и овец. В общем, юрты — очень ходовой товар в Монголии, и продаются они в большом количестве на местных рынках по цене 200-1000 $ за штуку, рядом с традиционными монгольскими сапогами с загнутым носком, шубами и всем тем, что составляет гардероб пастуха и степного жителя.
Кстати, следует упомянуть про еще один удивительный элемент местной культуры. На всех больших рынках есть уголок, где продают ритуальные предметы для шаманских обрядов — маски, амулеты, бубны, варганы, статуэтки животных и многое другое, ведь Монголия — это страна, где одновременно с буддизмом до сих пор практикуется шаманизм. Здесь же продают и антиквариат, и монгольские сувениры — бижутерию, статуэтки, ножи и множество буддистских ритуальных предметов.
На главной площади в центре Улан-Батора возле исторического музея стоит огромная статуя. Вы, конечно-же, догадались, статуя Чингисхана — без сомнения самого известного в мире монгола, завоевателя, когда-то создавшего огромную империю. Кем был Чингисхан? Жестоким тираном, диктатором или мудрым правителем и полководцем?
Для всех монголов, без сомнения — второе. Для них Чингисхан — прежде всего национальный герой, объединивший Монголию и прославивший ее на весь мир. О нем до сих пор ходят легенды, и многие законы, установленные Чингисханом в те давние времена, прочно укоренились в сознании нации. Например, вас удивит, что монголы почти никогда не моют грязные вещи в озерах и реках, а наливают воду в ведро, и стирают на земле. Говорят, что это одно из правил, которые объявил Чингиз для своей армии еще в XIII веке.
Но не думайте, что монголы почитают только Чингисхана. В Улан-Баторе есть… площадь Битлз, где стоит даже памятник с изображением знаменитой ливерпульской четверки! Это популярное место встреч в городе с кафе и небольшими фонтанами на площади.
Ну а что со старинной архитектурой? В городе лежит несколько буддистских монастырей. Они сохранились несмотря на то, что в советское время большинство религиозных памятников было разрушено, а монахи были подвергнуты репрессиям. Самый большой из уцелевших монастырей Улан-Батора — это Гандан Хийд (Gandan Khiid) с огромной 26-метровой позолоченной статуей бодхисаттвы Авалокитешвары — «Мэгжид Жанрайсэг (Migjid Janraisig)» в одном из храмов. Кстати, за фотосъемку в храме нужно заплатить деньги.
Говорят, монастырь сохранился только потому, что американский вице президент Генри Уоллес, посетивший страну в 1944 году, попросил премьер министра Чойбалсана показать ему какой-нибудь буддистский монастырь в Улан-Баторе, и тому пришлось сохранить один, чтобы показывать иностранным делегациям и туристам. В XIX веке в этом монастыре было более 100 храмов (!!!), а сейчас осталось всего несколько зданий. А те, что остались, если честно, не особенно впечатляют, если сравнивать их с подобными ламаистскими монастырями в Тибете, Китае и Непале.
Лучше всего в столице сохранился небольшой красивый буддистский храм Choijin Lama прямо в центре города, который был когда-то резиденцией государственного оракула, а сейчас стал музеем религиозного искусства с масками, тханками (буддистскими картинами), троном, деревянными и бронзовыми статуями и тд.
В общем, Улан-Батор оставил противоречивое впечатление. Немного провинциальный, спокойный, не модный, но приятный. В центре города сейчас построили несколько современных высотных зданий — единственных в стране, которые немного добавили разнообразия в городской ландшафт и сделали центр столицы чуточку современней.
Из хорошего — в столице люди приветливые (как, впрочем, и везде в Монголии), никуда особенно не спешат, если сравнивать Улан-Батор с другими столичными городами.
Из плохого… Ну не знаю, может быть только то, что я очень долго искал эспрессо, и еле-еле нашел его через час поисков. Даже на центральной площади имени Чингисхана в ларьке с большой вывеской «КОФЕ» продавался только горячий кофе из пакетиков «3-in-1».
В общем, Улан-Батор – это просто необходимый перевалочный пункт и отправная точка для исследования прекрасной страны, в которой главная фишка – не мегаполисы, а дикая нетронутая и величественная природа, с которой нам предстояло познакомиться в течение двухнедельной экспедиции.